Что такое социальные стереотипы?

Термин «социальный стереотип» предложил Уолтер Липпман для определения устойчивого к изменениям образного представления о социальном объекте («картинки в голове»), мыслительного образа объективной социальной реальности, упрощенного, не вполне соответствующего действительности, обусловленного влиянием собственного опыта. Понятие социальный стереотип в социальной психологии применяют чаще всего для обозначения устойчивых и ограниченных представлений о социальном объекте, социальные группы и их членов, оказываются в поведении, оценках и отношениях.

Социальные стереотипы?

Стереотипы — чрезвычайно устойчивое ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которые неосознанно влияют на отношение к объектам или ситуаций и проявляются в поведении. Стереотип можно трактовать как мысли человека о личностных качествах определенной группы людей, которые вследствие чрезмерного обобщения, неточности и резистентности приобретают свойства убеждений. Они и являются проявлением социальной установки. Стереотипы могут охватывать как положительные, так и отрицательные характеристики. Особенностью стереотипов является фиксация иррациональных, неадекватных, чрезмерно обобщенных и эмпирически неподтвержденных утверждений. Стереотип акцентирует и усиливает отдельные свойства и черты, проявляясь убеждениями.

Стереотип устойчив к элементам системы ценностных ориентаций. Механизмы зарождения стереотипов: схематизация, категоризация, каузальная атрибуция. Механизмы формирования стереотипов и их функции обусловленные психологическими закономерностями социального познания.

Социальные стереотипы существуют на индивидуальном(индивидуальные убеждения отдельного человека) и общественном уровнях (прослеживаются в отдельных социальных группах и / или обществе в целом).

Как социально-психологический феномен стереотип имеет адаптивную, социальную, когнитивную и ценностно-защитную функции.

Адаптивная функция присуща стереотипам как большинству социально-психологических феноменов и обусловлена естественной врожденной потребностью защищать собственные и групповые интересы, ценности и убеждения. На социальном уровне функции стереотипов заключаются в идеологизации и идентификации.

Защитная функция заключается в стремлении сохранить собственные и групповые ценности и интересы благодаря акцентированию их важность и значимость. Идентификация заключается в формировании, сохранении и поддержании собственных и групповых положительных эмоций, мыслей и образов.

Различают также когнитивную и ценностно-защитную функции индивидуальных стереотипов.

Когнитивная функция заключается в минимизации, схематизации и символизации информации с целью упрощения и ускорения ее обработки. В процессе формирования стереотипа часть информации теряется, а остается только та, которая была субъективно оценена как важна и личностно значимое. Социальный стереотип формируется под влиянием субъективного и направлен на удовлетворение потребности человека иметь понятную для себя карту мира. Поэтому в процессе формирования стереотипа, кроме потери части информации, прослеживается аутоинтерпретация непонятных явлений и создание соответствующих действительности, но приемлемых для себя утверждений.

Ценностно-защитная функция обусловлена естественной потребностью человека в положительной самооценке и положительной оценке своей группы.

Свойствами стереотипов является:

  • Познавательный характер содержания стереотипа, заключается в том, что взгляды, суждения, представления, убеждения о наличии определенных черт или свойств не основываются на реальных фактах, а является упрощенным обобщением и не подтверждены эмпирически;
  • Эмоциональный характер стереотипа, формируется вследствие преувеличения и искажения черт и свойств предмета стереотипа;
  • Чрезмерная генерализация и обобщения, которая оказываются в приписывании определенных черт всем членам группы без учета индивидуальных особенностей;
  • Устойчивость стереотипа, обусловлена склонностью к самоутверждению и сопротивляемостью к воздействию противоположной по содержанию информации;
  • Вербальный характер, поскольку формируется в языковой системе определенной группы и передается с помощью языка.

Особенностями стереотипов является: недостаточно развитый когнитивный компонент, поляризация оценок, фиксированность и устойчивость к изменениям, интенсивность эмоциональных проявлений, концентрация проявлений социальных установок.

Недостаточно развитый когнитивный компонент заключается в изъятии части информации о предмете стереотипа и избыток обобщенных, субъективно приемлемых формулировок.

В зависимости от особенностей стереотипов выделяют четыре уровня проявлений, между которыми имеется связанное влияние:

  • Индивидуальный уровень — психологические особенности формирования представлений и убеждений о собственной социальной группе;
  • Представление — социальные убеждения, которые формируются в процессе межличностного взаимодействия;
  • Коллективные представления — суждения и убеждения, которые формируются в межгрупповых отношениях;
  • Высокий уровень — идеология, которая формируется под влиянием исторических условий отдельной группы и общества.

Социальные стереотипы тесно связанные с предубеждениями, что согласуется с теорией равновесия Хайдера и теории разумного действия Фишбайна и Айзен (Нельсон Т., 2003): представление о группе обусловлены установками (предубеждениями) относительно этой группы.

Использованы материалы: Инна Галецкая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: