Что такое умственная отсталость.

Умственная отсталость – неполное развитие или задержка развития психики. Обнаруживается у детей до 3 лет, иногда в младшем школьном возрасте. Основные проявления заметны в когнитивной сфере, моторике и речи, социальном функционировании и способности обучаться. Чаще всего носит непрогредиентный характер. Хотя прогредиентность может нарастать если пациент не проходит специальное обучение, не получает лечения в случае болезней обмена. При умственной отсталости может присутствовать полный диапазон психических расстройств. Фенотип похож у многих пациентов, но каждый синдром имеет уникальные черты.

Этиология умственной отсталости.

Причины умственной отсталости делят на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние).

1. Эндогенная.
Обычно эндогенные олигофрении являются следствием нарушения обмена, что приводит к прогредиентному течению и появлению таких симптомов как припадки и соматическая патология. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно, рецессивно, доминантно и обычно обусловлены:
— хромосомными аномалиями, такими как синдром Патау, болезнь Шершевского-Терненра с кариотипом ХО, синдром Эдвардса и пр.
— локальными дефектами хромосом, например, синдром кошачьих глаз, синдром Вольфа-Киршхорна)
— поражением отдельных генов. Например: болезнь Хартнупа, лейциноз.
— поражением нескольких генов (гаргоилизм и пр.)
— эмбриопатией с дизостозами и фетопатией.
2. Экзогенная. Самыми часто встречающимися причинами являются:
— воздействие вирусов во время беременности
— употребление женщиной во время беременности психоактивных и нейротоксических веществ
— родовые травмы
— нарушения обмена веществ у матери
— энцефалит в раннем детском возрасте
— тяжелые черепно-мозговые травмы

Типичными проявлениями умственной отсталости являются задержка в развитии интеллекта, структуре эмоций и поведения. Важным аспектом является вторичная депривация, вызванная тем, что пациенты дистанцируются и изолируются. Бывают случаи, когда при умственной отсталости у пациентов наблюдается десинхрония развития, что приводит к декомпенсации некоторых сторон психики.

Клиника.

В клинике выделяют психопатологическую оценку умственной отсталости от легкой до глубокой отсталости; неврологические нарушения, в частности очаговые нарушения и дискинезии; отклонения в поведении от расторможенности до патологической реакции на стресс; высокую внушаемость и склонность к подражанию, в то время как гипнабельность не выражена или отсутствует. При олигофрениях развившихся в результате генетических отклонений типичны также поражения других органов или систем (зрения, печени, кожи) и часто особый фенотип.
На фоне умственной отсталости встречается развитие психозов, схожих с гебефренической или параноидной шизофренией, а также аффективных расстройств, подобных депрессивным и маниакальным эпизодам. В таком случае их относят к органическим аффективным или шизофреноподобным расстройствам, по причине того, что олигофрения всегда имеет органические причины.
Умственная отсталость иногда развиваются при наличии тяжелых соматических заболеваний или сенсорной недостаточности (глухота, слепота), которые мешают адекватной оценке уровня интеллекта. При развитии умственной отсталости возможны отклонения в поведении, которые ранее были свойственны олигофрениям с атипичной структурой дефекта. K. Schneider считал, что у пациентов с умственной отсталостью черты личности выражены ярче, чем у лиц с нормальным интеллектом, он отмечал у них такие типичные черты как: торпидные (тормозимые), эректильные (возбудимые), апатично пассивные, ленивые любители наслаждений, упрямо своенравные, безрассудно сопротивляющиеся, постоянно изумленные, упрямые проныры, коварные хитрецы, преданно навязчивые, самоуверенные резонеры, хвастливые краснобаи, вечно обиженные, агрессивные обвинители.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: