Депрессия и суицид у подростков.

Известно, что суицидальная активность (насильственное прекращение жизни) приходится на старший подростковый возраст (14-16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды — это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. При этом отнюдь не является редкостью коллективные самоубийства, образовавшийся или группой подростков одновременно, или одним вслед за другим (так называемые «скопированы» самоубийства, в основе которых лежит механизм подражания и внушаемость) .

Подростковый возраст является самым сложным, противоречивым периодом личностного становления. Меняется социальный статус подростка, расширяются и интенсифицируются его контакты, происходит относительное освобождение от опеки родителей, пересматриваются убеждения и представления, формируется новое мировоззрение и тому подобное.

В мотивационной сфере личности главной становится потребность в общении со сверстниками, усвоение ценностей и норм подростковой среды. Стремление быть независимым от родителей реализуется в диапазоне от отстаивания своих убеждений к побегам из дома. Обостряются особенности характера, его акцентуации. Ведущий интерес подростка к моральной проблематике определяет различные аспекты общения и направленность поведения личности. В старшем подростковом возрасте индивид выходит на уровень общения с обществом. Появляются новые авторитеты, которые подросток находит не только в среде непосредственного общения, но и в прессе, кино, литературе. К себе он начинает относиться с общественной, социальной точек зрения, ищет свое предназначение в мире, а его внутренний мир, постоянно усложняясь, отмежевывается от любых, иногда даже доброжелательных, внешних воздействий.

В этом возрасте личность достигает вершин внутренних и внешних противоречий. Провоцируют их различные факторы. Они могут либо стимулировать, фиксировать развитие, или нивелировать, обесценивать или разрушать достигнутое на предыдущих этапах, усложнять процесс становления личности. Такая их действие опасна, поскольку может привести жизненные кризисы, катастрофы личности, вызывая проявления деструктивных форм поведения (наркомания, алкоголизм, преступность, суицид и т.д.) подростков характеризует стремление к познанию мира и себя, попытка самоутвердиться в группе, стремление суверенитета от взрослых, острое переживание групповой идентичности, а также идеализация жизни, поиск идеала и тому подобное. Фрустрация этих потребностей подростка провоцирует у него различные стрессовые и депрессивные состояния, которые могут привести к кризису, потерю смысла бытия, повышает риск суицида.

Сложной является проблема мотивации самоубийств подрастающего поколения. Нет единства во взглядах на нее и среди ученых. В основном подростковый суицид обусловлен возрастными психологическими особенностями, среди которых доминируют эгоцентризм, негативизм, эмоциональная неустойчивость, инфантилизм. Среди подростков чаще встречаются суицид-протест и суицид-призыв, реже — суицид-самонаказанию и суицид-отказ.
Е. Вроно отмечает, что большинство суицидентов словно бы выставляют перед собой «предупреждающие знаки».

Вот их признаки:
1) ухудшение успеваемости. Многие ученики, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает;
2) внешний вид. Несовершеннолетние, оказавшихся в кризисной ситуации, неопрятные, они ходят в мятой и грязной одежде и, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят на окружающих;
3) снижение активности. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно;
4) стремление к одиночеству. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат.
5) тяжелая потеря. К мыслям о самоубийстве может подтолкнуть смерть близких: родителей или братьев и сестер. Некоторые подростки вообще не могут себе представить, как они будут жить дальше без отца или матери, брата или сестры;
6) приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки раздают свои любимые вещи, другие считают это необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок».

Суицидальная активизация современных подростков связана с переоценкой ориентаций и идеалов, снижением уровня саморегуляции поведения, повышением тревожности и тому подобное. Ценностные ориентации стали более приобретать индивидуалистического (преимущественно материального) направления.

Снижение уровня саморегуляции поведения современных подростков связано с «двойной моралью» и когнитивным диссонансом, трудностями в удовлетворении потребности в персонализации и тому подобное. Пребывание в условиях двойного кризиса (возрастной и социальной) нагнетает личностную тревожность подростков. Усиливают ее дезадаптацийний и деструктивный влияния окружения, неблагоприятные условия в ведущих институтах социализации молодежи (семье, школе, внешкольном среде).

В семье неблагоприятные условия связаны с педагогически неоправданной родительской взаимодействием с ребенком, эмоциональным неблагополучием и конфликтными отношениями, низким образовательным уровнем родителей, неполным составом семьи, примитивным информационно-коммуникативным полем, аморальной или асоциальным направленностью семьи и тому подобное. В школе они проявляются в неудовлетворенности обучением и социально-психологической атмосферой, в неблагоприятном социально-психологическом климате ученического и учительского коллективов, статусе и роли подростка. Неблагоприятными факторами внешкольного окружение фрустрирован потребность самоутверждения среди сверстников, недоразумение с ними, групповая изоляция, разрыв эмоциональных отношений с другом или подругой и т.д.

Все эти обстоятельства обусловливают сложные проявления поведенческой дезадаптации и личностной деформации в подростковом возрасте.
С отчуждением ребенка от семьи, школы растет референтная значимость неформальных групп и объединений, которые становятся для нее главным и часто единственным средой реализации потребностей. Если такая группа организована вне общественно полезной деятельностью (праздное времяпрепровождение, употребление алкоголя и т.д.), она становится ведущим институтом десоциализации подростка.

По данным исследований, один из суицидальных пиков приходится на подростковый возраст. Выявления депрессивных расстройств у детей и подростков связано со значительными трудностями, обусловленными своеобразием клинических проявлений, связанных с возрастом. Источник.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: