Формирование стереотипов и предубеждений.

Стереотипы рассматривают как средство достижения чувство контроля над социальным окружением и минимизации познавательных процессов до полного освобождения от потребности осмысления.

Адаптивный характер стереотипов — это: упрощенная, но поняла карта общественного мира; способ минимизации познавательных процессов; возможность селекции и уменьшения чрезмерной информации; предсказания поведения лиц, являющихся объектом стереотипа; преодоления дефицита информации; уменьшение чувства неуверенности и усиление чувства безопасности.

Формированию стереотипов способствуют следующие факторы: выраженность и значимость определенных черт; несходство этих черт в собственных; уровень угрозы для собственной личности; опыт положительного и негативного общения — общественный стереотип.

Стереотипы препятствуют адекватности взаимопонимания, поскольку:

  • Люди легко наделяют отдельные группы определенными характеристиками и длительное время придерживаются категоризации;
  • Социальные стереотипы усиливаются при наличии напряжения между группами;
  • Стереотипы легко усваивают дети, они интегрируются в их мировоззренческие ориентации;
  • Проблема стереотипа при отсутствии враждебных межгрупповых отношений не является угрожающей, а появление недоразумений или противостояний уменьшает возможность критического анализа содержания стереотипа;
  • Высокий уровень стереотипов оказывается предубеждениями.

Предубеждения относительно психических расстройств как априорное антипатия к другим только потому, что они принадлежат к определенной группе, имеют различные формы проявления и механизмы развития. Предубеждения могут существовать как отдельные формы, в основном они характеризуются наличием всех свойств, однако разной степени проявления. Каждая форма предубеждений имеет присущие ей проявления, а также специфические факторы и механизмы возникновения.

Аверсионные предубеждения.

Основаны на сильных отрицательных эмоциях (страх, ненависть, отвращение), что побуждает избегать контактов с психически больными лицами. В качестве возможных объяснения выраженного негативного эмоционального отношения к лицам с психическими расстройствами можно отметить влияние средств массовой информации, которые идентифицируются как первичный источник информации по психического здоровья. Изображение психических болезней в недоброжелательных и неточной форме, подчеркивая потенциальную опасность для обществ людей, способствует формированию неадекватных представлений о людях, страдающих психическими заболеваниями.

Страх людей с психическими расстройствами является глубоким внутренним переживанием и регулярно подкрепляется избирательными мелодраматическими сообщениями в средствах массовой информации о случаях насилия, в которых были задействованы психически больные люди.

Прессой, фильмами и мультфильмами сформирован образ человека с психическими расстройствами как сильного и опасного, вполне непредсказуемого, агрессивного преступника. Психиатрические диагнозы применяются как имена с целью оскорбления, многочисленные поговорки с малых лет формируют негативное отношение к психически больным и является негативным подкреплением для кристаллизации предубеждения.

Доминантные предубеждения.

Основываются на убеждениях в собственной превосходства. Лица с психическими расстройствами воспринимаются как источник дискомфорта, а не как угроза («не имею ничего против, но пусть будут подальше от меня»). Большинство людей воспринимают психически больных как членов общества, но сознательно и неосознанно избегают близких отношений.

В то же время важная роль средств массовой информации, особенно кинофильмов и комедий, которые изображают психически больных как объект постоянного насмешки, который никогда и ни в чем не способен сравниться с «нормальными» людьми. Предвзятость и враждебность по отношению к психически больных можно частично объяснить и как желание дополнительного отграничения «нас» от «них». Стремление такого отграничения могут рассматриваться как следствие зависимости от общественного мнения, страх потери собственной умственной мощности и способности думать ясно и рационально и принимать собственные решения, управлять собственной жизнью: эти потери ужасают больше потери возможностей.

Ожидаемый образ: больные опасны и сильны, прогноз в отношении выздоровления неутешительный, психически больные не вписываются в нормальные образцы социального взаимодействия; люди чувствуют себя неудобно, общаясь с такими больными.

Предубеждения вследствие неясности.

Обусловленные страхом непонятности патогенеза, отсутствием информированности о причинах, проявлений и прогноза психических расстройств и является еще одной из причин формирования неадекватного стереотипа людей, страдающих психическими расстройствами.

История изучения патогенеза шизофрении является ярким примером того, как гипотетические трактовки причин и механизмов ее развития вызывают аутостигматизацию самих больных и их семей. Концепции «шизофреногенной матери» больных шизофренией и «холодной матери» ребенка с аутизмом, согласно которым болезнь развивается потому, что с ребенком в детстве вели «не так», а ответственность за это возлагалась на мать, принесла большие страдания значительном количестве семей. И хотя сегодня концепция «шизофреногенной матери» рассматривается как история, своим существованием она, без сомнения, вызвала признание вины семьи и закрепление этого ложного убеждения в общественном мнении, общественных стереотипах и предубеждениях.

Непонимание не только природы психических расстройств, но и их нозологических форм является распространенным явлением среди врачей-непсихиатров. Информация о современных достижениях психофармакотерапии, возможности выздоровления и активной общественной жизни людей, страдающих психическими расстройствами, не является достаточной. Кроме того, в значительной поддержкой стигмы является априорный страх психической болезни, которая традиционно понимается как черная дыра, из которой нет возврата. Унитарное теория стигматизации рассматривает ее как форму самозащиты и самохиснои поведения, а зменешення тревоги вследствие ухода, дистанцирование или высмеивание является подкреплением такого поведения. Р. Хагхайгат анализирует конституционные, психологические, экономические и эволюционные факторы, взаимодействие которых обусловливает возможность стигматизации.

К конституционным факторам относятся: категоризация и формирования упрощенных стереотипов, сопровождающееся потерей части информации и ее точности; склонность мозга придавать большее значение отрицательным оценкам; тенденция связывать негативные события, которые случаются реже чем нейтральные или положительные, с другими редкими явлениями, например группой меньшинства.

К психологическим факторам относятся: стремление человека чувствовать счастливее, что может в случае низкой самооценки сопровождаться попыткой унизить кого-то; уход стигматизированных является способом уменьшения напряжения, которое возникает вследствие несоответствия «странного поведения» или необычной внешности нашим нормам, ценностям и ожиданиям; трактовка болезни у кого как своеобразной заслуженной кары за определенные грехи позволяет избежать ощущения вины за собственные егоцентрични проявления и является опорой для теорий «справедливого мира».

Экономическим фактором является борьба за экономические ресурсы и интересы, которая усиливает негативное отношение и стигматизацию. Эволюционное происхождение связывают с наличием генетически обусловленного внутреннего желания «дискриминировать», то есть различать, различные опасности с целью защиты собственной целостности, а также генетических интересов.

Использованы материалы: Инна Галецкая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: