Неврозы у детей.

Распространенным нарушением деятельности высшей нервной системы у детей являются неврозы. В наше время в разных странах, в том числе и в России, среди населения любого возраста отмечается достаточно высокий уровень заболеваемости неврозами. Это связано с влиянием различных факторов, в частности несоответствием современного уровня научно-технического прогресса степени развития психофизической адаптации организма человека, особенно детей и подростков.

Большой объем информации, предусмотренный новыми школьными программами, необходимость постоянного ее осмысления, усвоения и запоминания, требование владения современными техническими средствами, вызвана компьютеризацией учебных курсов и т.д. — это реалии современного бытия ученика среднего общеобразовательного учебного заведения.

Современный темп обучения и жизнедеятельности детей и подростков требует от них значительных нервно-психических затрат, которые на фоне уменьшения физических нагрузок, плохого питания и экологических катаклизмов становятся факторами возникновения у них невротических расстройств.

Что такое невроз?

Невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникает в результате осложнения в особенно важных для человека жизненных ситуаций. Он оказывается в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для невроза характерны следующие признаки:

  • Наличие психогенной причины заболевания, которая связана с особенностями межличностных отношений в социальном окружении (классе, семьи и т.д.);
  • Доминирование эмоциональных и соматовегетативных нарушений в клинической картине невроза, как специфических проявлений этого заболевания;
  • Возвратность клинических расстройств после длительного отдыха, социо и психотерапии, общеукрепляющего и успокаивающего лечение.

Таким образом, очевидно, что в случае неврозов не меняется анатомическая целостность ЦНС, а наблюдаются только функциональные расстройства. Это отличает их от органических заболеваний нервной системы, при которых нарушения ее деятельности обуславливается повреждением нервной ткани.

Характерной особенностью невроза является осознание больным своих нарушений, способность управлять своим поведением и адекватно оценивать действительность. Возникновение неврозов ускоряют специфические личностные качества, индивидуально типологические особенности, а также психофизическая ослабленность в результате заболеваний, истощения, интоксикации и тому подобное.

Таким образом, причина возникновения невроза обусловлено взаимодействием психотравмирующей ситуации с исходными характеристиками личности.

Классификация неврозов.

Современная классификация неврозов базируется на особенностях клинических проявлений болезни. Выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний и истерический невроз. Неврастения является одной из наиболее распространенных форм неврозов. Для нее характерно
сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с усталостью и истощением быстро развиваются.

Чаще всего причинами неврастении у детей и подростков являются чрезмерные эмоциональные реакции, которые являются результатом неблагоприятной семейной атмосферы, длительного волнения, физического и умственного перенапряжений. Заболевание может длиться несколько месяцев, а при наличии причин, которые истощают организм, приобретает признаки хронического и протекает в течение многих лет.

Неврозы у детей требуют особого подхода. Способствуют выздоровлению устранения действия негативных факторов, отдых и лечение.

Невроз навязчивых состояний.

Невроз навязчивых состояний характеризуется появлением в процессе мышления идей, представлений, поездов, сомнений, воспоминаний сопротивление желанию человека. Несмотря на критическое отношение к навязчивых явлений, человек не может избавиться усилием воли. Частыми проявлениями этой формы невроза является фобические расстройства, например, страх заболеть неизлечимой болезнью, страх смерти и тому подобное. Встречаются навязчивый страх высоты, лестниц, тесных помещений. Такие переживания есть причиной развития состояния безнадежности, нерешительности, растерянности. Еще одним ярким примером навязчивых состояний является вера в предрассудки. У здорового человека также иногда возникают навязчивые сомнения или опасения, но они кратковременны, легко преодолеваются и не
подчиняют себе его поведение. Невроз навязчивых состояний чаще оказывается в взрослых людей, однако формируется в детском и подростковом возрасте.

Истерический невроз.

Истерический невроз характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к воздействию внешних раздражителей, бурными проявлениями экспрессивности, эмоциональных и двигательных реакций. настроение у истериков неустойчивый, характерны быстрый переход от слез к смеху и наоборот, а также склонность к фантазированию. У них могут возникать различные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в театральных позах, громких вздыхающим, стонах, заламывания рук, вырывание волос. Вегетативные расстройства проявляются в виде нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта (икота, рвота и т.д.). В сенсомоторных расстройств прежде всего относятся гиперкинезы (дрожание рук, ног, всего тела), парезы, временные расстройства речи и нарушения приема пищи. Эти расстройства не связаны с органическими поражениями центральной нервной системы и имеют функциональный характер. Следует отметить, что у детей и подростков встречаются также так называемые системные неврозы. Они дополняют симптоматику какого-то определенного невроза еще и такими проявлениями, как расстройства речи, недержание мочи и тому подобное.

Другие неврозы.

В 60-е годы XX в. в медицинской, психологической, педагогической литературе появился новый термин «школьный невроз«. Он характеризуется многими симптомами (плаксивостью, потерей аппетита, чрезмерной потливостью, расстройствами сна, нарушением речи и т.п.), среди которых доминируют стойкий страх перед школой и нежелание ее посещать. Характерно, что симптомы усиливаются не только в той ситуации, когда нужно идти в школу, но и при обычном упоминании о ней. Проявления клинической картины этого невроза могут встречаться и в полностью здоровых детей, однако специфическое сочетание симптомов «школьного невроза» отличается от обычной вредности или упрямства. Для предотвращения возникновения и развития «школьного невроза «нужно в дошкольный период интеллектуально, морально и физически готовить детей к школе: привлекать к посещению подготовительной группы детского сада, приучая их к жизни в
коллективе, дома играть с детьми «в школу», учить их читать, писать и тому подобное.

В 1983 году М. Ханашвили, исследуя проблему неврозов, ввел понятие «информационный невроз«. Причиной его он определил одновременное действие триады таких факторов, как избыток информации, нехватка времени для ее восприятия и обработки и высокая мотивация, т.е. желание ее усвоения. Информационные неврозы возникают у школьников в период семестровых зачетов, выпускных экзаменов, в одаренных детей — при подготовке к конкурсам, олимпиадам и тому подобное.  Особую актуальность среди ученых, педагогической общественности и родителей приобрело вопрос о предупреждении дидактогенних нервно-психических состояний. Они озникают тогда, когда педагог плохо информирован о психофизиологических особенностях учеников и о действии слова как физиологического раздражителя. Общаясь с учениками, педагог постоянно (сознательно или бессознательно) влияет на психическое состояние своих питомцев, способен одним словом, жестом или поступком вызвать положительный или отрицательный отзыв со стороны отдельного ученика или всего класса.

Таким образом, дидактогенни неврозы, или Дидактогения — это психогенные нарушения работоспособности или здоровье ребенка или подростка, вызванные непрофессиональными действиями учителя (педагогического коллектива) в процессе организации обучения или воспитания. К таким действиям, кроме негативных коммуникативных влияний, следует отнести такие факторы, как объем учебной нагрузки,
характер разложения, особенности организации обучения (на уроке, во время четвертных или семестровых зачетов, экзаменов) и отдыха (во время перерыва, выходных, каникул).

Также читайте статью «Народное лечение неврозов«.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: