Очерк про детский аутизм.

блог психиатра

Если у вас маленький ребёнок и он ведёт себя, на ваш взгляд, не совсем в соответствии с возрастом, вам надо внимательнее отнестись к его поведению. Возможно, сын или дочь попали в маленькое, но критическое число: до шести случаев на каждую тысячу детей, и ему необходимо поставить диагноз заболевания, причины которого не установлены до сегодняшнего дня.
Детский аутизм.
Как ведёт себя ваш ребёнок? Ребёнок-аутист в первые месяцы жизни почти не реагирует на близких людей, практически безразличен к ним. Он не улыбается и не реагирует на звуки и яркие зрительные впечатления. Такие дети иногда кажутся глухими или слепыми.
Позднее, от двух до трёх лет, у ребёнка можно заметить нарушение речевого развития. Коммуникативная функция речи у него формируется слабо, его попытки связать слова обычно не относятся к окружающей реальности. Находясь внутри своего собственного мира, ребёнок творит неологизмы, нарушая темп и плавность речи, автоматически бесконтрольно повторяет услышанные слова.

Слабые эмоциональные связи со взрослыми делают его зависимым от посторонних впечатлений, которые порабощают его и разрушают организующее влияние родителей. Если понаблюдать за таким «полевым» поведением аутичного ребёнка, то можно заметить его пассивное перемещение по комнате, словно его притягивают различные предметы, но не задерживают надолго его внимание. Он может как бы бездумно трогать вещи, выключатели, почти не глядя на них. Повторение определённых движений – верчение головой, кружение, постукивания и т.д. — подолгу, порой по нескольку часов, приносят такому ребёнку видимое удовлетворение. Иногда он подолгу повторяет определённые фразы, что относится к речевым стеретипиям. То же относится к потребности в однотипных зрительных ощущениях – сосредотачивает взгляд на ярких предметах. Нередко случается, что аутист выказывает прекрасный музыкальный слух, слушает музыку, предпочитая некоторые любимые мелодии, а от некоторых мелодий, наоборот, испытывает страх.

«Внезапные страхи» характерны для таких детей. Они могут возникнуть по любому случайному поводу и предсказать их невозможно. Однако темноты такой ребёнок не боится совсем и может спокойной гулять ночью.

Аутичный ребёнок стремится к тому, чтобы окружающая его обстановка была неизменной. Он с предельным страхом и непонятным для взрослого возбуждением реагирует даже на смену одежды или новый маршрут прогулки. Даже лицо взрослого кажется такому ребёнку слишком изменчивым, поэтому он не переносит прямого взгляда в глаза.

Зарождение болезни связывают с нарушением ретикуляторной формации ствола мозга, а также лобно-лимбического комплекса, что затрудняет понимание речи, неуклюжесть и неловкость приводит к нарушениям социального взаимодействия – например, неадекватно оценивается дистанция, могут возникать агрессивные вспышки.

 Обратите внимание, как разговаривает ваш ребёнок. Аутисту свойственно ограничиваться эхолокалиями – стереотипным воспроизведением слышанных ранее фраз. Такой ребёнок не способен к диалогу, у него бедные интонации, а модуляции голоса вычурные и неестественные, тогда как нормально развивающийся малыш активно экспериментирует с речью, пользуется необычными языковыми стратегиями.

Первым детский аутизм описал австрийский (впоследствии американский психиатр) Лео Каннер. Сегодня это заболевание рассматривается как многостороннее нарушение психического развития, которое может быть вызвано самыми разными причинами: например, сложными взаимодействиями генов или редкой мутацией. В крови аутичных детей обнаружены специфические белки, позволившие уверенно говорить о генетической предрасположенности к болезни.

Швейцарский психиатр Э.Блейер ввёл термин «аутизм» в 1911г., обозначив особый вид мышления, мало зависящий от реальной действительности и регулируемый внутренними эмоциональными потребностями человека. Аутист не способен, как правило, управлять процессом своего мышления, он зациклен на ограниченном круге своих желаний. Из-а отсутствия потребности в деятельности он всячески избегает любых контактов.

Сразу после родов аутичный ребёнок ничем не отличается от ровесников. Внимательно наблюдая его, можно заподозрить нарушение функции головного мозга в виде слабых неврологических аномалий, но отчётливых изменений в центральной нервной системе обнаружить невозможно.
Но с четырёх-пяти лет уже могут быть отнесены к умственно отсталым. Примерно четвёртая их часть достигает нижней границы интеллектуальной нормы. Однако изредка такие дети демонстрируют высокий интеллектуальный потенциал и даже одарённость в той или иной области.
И всё же, аутизм следует отличать от детских психозов. Шизофрения у детей развивается, как правило, после 7 лет и для неё не типична умственная отсталость.

Ребёнок с синдромом Дауна стремится к контакту с окружающими, аутист – никогда. Следует отличать аутизм также от синдрома Геллера и синдрома Ретта, депривационных расстройств.

Природа аутизма до сих пор неясна. Аутизм сложно диагностировать, его симптоматика по сей день является проблемой для медицины. Медикаментозное вмешательство, как правило, ведёт к нежелательным побочным эффектам. Можно уверенно утверждать, что лекарства, которое бы влияло на ключевые симптомы аутизма, ещё не существует.

Однако, в случае, когда поведение ребёнка носит саморазрушающий характер и ведёт к значительным проблемам в функционировании семьи, то препараты назначаются исключительно под наблюдением лечащего врача. При этом предполагается комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий, применение одновременно биологических и психологических методов.

Наиболее эффективны медицинские средства в возрасте до 7-8 лет. Как психтропное средство прописывают амитриптилин, рисперидон (рисполепт) применяется как атипичный нейролептик, влияющий на снижение гиперактивности. На расстройства поведения положительно влияют фенфлурамин. Транквилизаторам и традиционным нейролептикам следует предпочесть препараты без выраженного седативнеого воздействия (галоперидол, трифтазин, неулептил).

Развёрнутые повторные курсы заместительной терапии включают в себя ноотропил, пирацетам, аминалон, пантогам, баклофен, фенибут. Необходимо понимать, что ожидаемого стойкого улучшения нейролептики не достигают.

Если у вас особенный, нетипичный ребёнок и ему уже поставлен предположительный диагноз – аутизм, вы, конечно же, будете наблюдаться у специалиста и проходить курс медикаментозного лечения. Но при этом надо не забывать: вряд ли получится с помощью лекарств научить ребёнка дружить и играть со сверстниками, решать тесты на интеллект. Но сегодня уже наработан большой опыт помощи таким детям, их социализации. Существует гомеопатия, дельфинотерапия, разработаны методики, помогающие научиться разговаривать, общаться, сотрудничать и вообще развиваться активно, добиваясь значительных успехов в какой-либо области.

Поинтересуйтесь поведенческим анализом, структурированным обучением, методами альтернативной коммуникции, и вы сами, даже без помощи специалистов, многому сможете научить своего ребёнка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: