Почему развивается расстройство личности?

расстройство личности

Причины возникновения расстройств личности разные: наследственные факторы, внутриутробные нарушения, родовые травмы, патология раннего постнатального периода и т.д. Расстройство личности формируется под влиянием неблагоприятных условий среды (неверное воспитание, психотравмы и прочее).

Расстройство личности и неправильное воспитание.

Неправильное воспитание часто имеет две основные причины: разлуку с родителями и ненормальное поведение родителей. Риск формирования личностных расстройств особенно велик в неполных семьях, в условиях нездоровых взаимоотношений между родителями, при алкоголизме отца или матери, низком уровне этико-нравственных семейных норм. Асоциальный тип семьи способствует отсутствию надлежащего социального научения, ребенок перенимает неадекватную модель поведения. Такой моделью может служить как поведение, так и суррогатные нормы, принятые в среде, замещающей семью.

Генетика и расстройство личности.

Роль генетической детерминированности аномалий личности до конца не доказана, но по результатам изучения монозиготных близнецов (некоторые из них были разлучены с рождения) оказалось, что данные тестирования близнецов, воспитывались отдельно, совпали с теми, которые выросли вместе. Это подтверждает роль генетического влияния. Существует мнение, что расстройства личности представляют собой чрезвычайные степени генетически обусловленных вариантов нормы. Однако прямых фактов для проверки этого мнения пока нет.

Многие отечественные и зарубежные ученые указывают на роль церебральной патологии и нарушения развития центральной нервной системы в формировании нарушений личности. Согласно этой концепции, от нормального характера, на который наложило отпечаток неправильное воспитание или педагогическая запущенность, личностное нарушение отличается присущей ему морфо-функциональной неполноценности нервной системы, которая мешает адаптации к внешней среде.

Детские травмы вызывают расстройства личности?

Существует гипотеза о том, что незначительные повреждения головного мозга в детском возрасте («минимальная мозговая дисфункция») могут приводить к развитию эпилептоидных черт характера и формирования асоциальных форм поведения. Другой причиной подобных нарушений называют задержку развития головного мозга.

Психоанализ личностных расстройств.

Теория психопатии Зигмунда Фрейда.

Разработан целый ряд психоаналитических теорий психологического развития для объяснения возникновения патологии личности. Теория Зигмунда Фрейда придает особое значение событиям первых пяти лет жизни. Автор предполагал, что критические этапы формирования либидо ребенка (одна из аксиом фрейдовского психоанализа состоит в изначально присущей ребенку сексуальности) — оральная, анальная и генитальная, должны быть успешно пройденными при нормальном развитии личности. При фиксации на одной из них возникают расстройства личности (до психического заболевания). Например, задержкой на анальной фазе развития (фиксация либидо на зоне ануса и удовольствиях, связанных с актом дефекации) Фрейд объяснял формирование ананкастной психопатии. Он допускал возможность некоторого изменения личности в более позднем возрасте за счет того, что человек идентифицирует себя с другими людьми, но это считается менее важным, чем негативные влияния в раннем детстве.

Теория личности Юнга.

К.Г. Юнг рассматривал развитие личности как процесс, который длится всю жизнь. Главная роль при этом принадлежит внутренним психическим процессам, а не на социальным воздействиям. Он разработал учение об архетипах, согласно которому индивид наследуют особенности не только своих ближайших родственников, но вообще всех предков, то есть несет в себе определенный архетип, который определяет его нынешние черты личности. Юнга больше интересовали изменения, которые происходят с личностью в позднем возрасте и достигают завершения на пороге смерти.

А. Адлер отклонял фрейдистскую теорию развития либидо и предполагал, что личность развивается в результате усилий, направленных на компенсацию чувства неполноценности.

Представители неофрейдизма (Э. Фромм, К. Хорни, Д. Салливен) подчеркивали роль социальных факторов, предоставляя меньшее значение биологически детерминированным стадиям по схеме Фрейда. Э. Эриксон наибольшее значение в развитии личности и формировании патологии характера оказывал событиям подросткового периода.

Стресс и расстройство личности.

Существование человека постоянно сопровождается воздействием стрессогенных ситуаций. Вследствие определенных черт личности некоторые люди становятся более уязвимыми к развитию у них эмоциональных расстройств. Столкнувшись с трудностями, человек, который всегда беспокоилась за незначительными предлогами, скорее заболеет тревожным расстройством, чем та, которая менее была склонна волноваться. При таком уровне уязвимости личности патологическое поведение возникает только в ответ на выразительные ситуации-стрессоры. У людей с более явными отклонениями личности аномальное поведение проявляется даже при отсутствии явных психотравмирующих событий.

Иногда аномалии поведения могут быть настолько значительными, что трудно решить, основываясь только на состоянии больного в настоящее время, являются ли они последствиями черт личности, или психического расстройства. Незрелость психики проявляется в повышенной склонности к постороннему влиянию, преувеличении, фантазий — у истерических субъектов, в эмоциональной лабильности — у эмоционально-неустойчивых, в слабости воли — у зависимых лиц с психопатией, в незрелом мышлении — при параноидной психопатии.

Прочитанная статья была полезна для вас? Ваше участие и материальная помощь способствуют развитию проекта! Введите любую приемлемую для вас сумму и форму оплаты в таблицу ниже, затем вы будете перенаправлены на сайт Яндекс.Деньги для безопасного перевода.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: